Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Комментарий юриста

Антон Кротин
Старший юрист консалтинговой группы "Налоговик"

Самое любопытное в Законе от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" - это то, что он начинает свое действие с 1 января 2010 г., то есть правоприменительной практики по нему пока нет. Основная задача этого закона - позволить гражданам получать информацию, которая хотя и не является государственной тайной, но остается недоступной для населения. Например, чтобы найти текст обсуждаемого в Государственной думе законопроекта, порой приходится потратить очень много времени и сил, а то и заплатить за поиск информации юристам. Если это постоянная необходимость для работы, предпринимателям приходится раскошеливаться на покупку недешевых справочно-поисковых систем с базами данных по российскому законодательству. Еще один способ - подписка на издание, публикующее все новые законы. При этом уже не удивляет, что за получение возможности ознакомиться с текстом закона приходится платить. К тому же такая открытость деятельности государственных органов дает возможность проследить за ее законностью и, возможно, даже воспрепятствовать росту коррупции.

С этой стороны IT-бизнес, построенный на обеспечении доступа к подобной информации, ждет провал. Хотя если такая компания сможет расширить ассортимент предлагаемых услуг, повысить комфорт и улучшить другие характеристики своих услуг, то, возможно, клиенты не станут от них отказываться.

На практике предполагается, что каждый желающий сможет ознакомиться практически с любым законопроектом. Например, интересно, сколько денег планируется потратить на пенсии. Для этого нужно будет в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ составить запрос. Запросы могут быть как устными, так и на бумаге и в виде электронного письма. Понятно, что последний вариант должен быть и дешевле, и быстрее. В любом случае анонимные запросы не рассматриваются.

В ответ будет дана не просто справка, а копия официального документа, содержащего необходимые сведения. При этом закон не исключает устную форму информирования (п. 1 ст. 7). Отправлять вопросы в ведомства можно будет абсолютно бесплатно, а вот за получение некоторых документов придется заплатить. Плата взимается за превышение предельно установленного Правительством РФ объема документа (пока не установлен), а также за пересылку документов почтой.

Ответы на запросы должны быть предоставлены в течение 30 дней со дня их регистрации либо в сложных случаях с отсрочкой максимум на 15 дней. Если случится массовый спрос на информацию разного рода от граждан, то, по-видимому, госорганам придется срочно привлекать дополнительные ресурсы или устанавливать ограниченный режим работы, как это обычно происходит. Например, несколько часов дважды в неделю можно подать запрос, а все остальное время проводится обработка полученных запросов (так работают паспортные столы). Не так просто ограничить доступ к сайту, хотя при огромном числе желающих отправить запрос может просто не выдержать сервер...

Все министерства и ведомства должны выработать свой механизм предоставления информации, разделить, какие сведения можно и нужно публиковать, а какие нет. В случае катастроф и чрезвычайных происшествий закон обязывает чиновников обнародовать информацию о них, не дожидаясь вопросов. Понятно, что наиболее эффективный способ сделать это - опубликовать информацию на сайте данного государственного органа в сети Интернет.

По-прежнему под защитой будут находиться все персональные данные граждан. На запрос о том, где живет и когда родился, например, ваш налоговый инспектор, никто не станет отвечать. Закрытыми останутся сведения, относящиеся к обороне и безопасности государства, документы, содержащие коммерческую, врачебную, адвокатскую тайну, а также тайну суда и следствия.

Контроль и надзор за обеспечением доступа к сведениям о деятельности власти возложены на прокуратуру. Если человека проигнорировали, он вправе пожаловаться, и нелюбезный чиновник может даже лишиться кресла. За нарушение порядка информирования недобросовестного чиновника могут привлечь к административной, гражданской и уголовной ответственности.

При этом защита информации заключается не только в устрашающих мерах за нарушение правил обращения с ней, но и в технических методах защиты сайтов от взлома, информации от несанкционированного доступа, заражения компьютерными вирусами и т.п. И с этой стороны явно заметно повышение спроса на такие услуги со стороны многочисленных государственных и муниципальных органов.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #7+8, 2009
Посещений: 9765

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи по теме

  Автор

Антон Кротин

Антон Кротин

Старший юрист консалтинговой группы "Налоговик"

Всего статей:  2

В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций