Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В строгом соответствии с действующим законодательством

В строгом соответствии с действующим законодательством

В рубрику "Лицензии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В строгом соответствии с действующим законодательством

Получение и продление лицензий в области защиты информации: правовое регулирование и практика

В.И. Шапошников, главный специалист ООО «Центр сертификационных исследований»
В.И. Шапошников, главный специалист
ООО «Центр сертификационных исследований»

Виды деятельности в области защиты информации, подлежащие лицензированию, определены в законодательном порядке (ст. 27 Закона «О государственной тайне» и п. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ «О лицензировании»), Процесс получения указанных разрешений предусматривает соблюдение установленных процедур, продиктованных законом, однако разрозненность и даже, пожалуй, несогласованность нормативных предписаний существенно осложняет данный процесс, порождает незащищенность организаций — соискателей лицензий, которым бывает проблематично разобраться в своих правах и обязанностях. Данное обстоятельство, на мой взгляд, также негативно влияет и на работу государственных органов, которые таким образом лишены дисциплинирующего общественного контроля. Предлагаемая вашему вниманию статья имеет цель обрисовать общую картину, складывающуюся из мозаики законодательства о лицензировании в области защиты информации,

О правовом регулировании

Условно вся база рассматриваемых норм о лицензировании разделяется на два блока: один касается вопросов защиты государственной тайны, второй — конфиденциальной информации. Первый регулируется Законом «О государственной тайне», в частности ст. 27, которая устанавливает порядок допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Так, статья указывает, что «лицензия... выдается на основании результатов специальной экспертизы организации и государственной аттестации ее руководителя», а также «при выполнении организацией лицензионных условий». Данные нормы раскрываются в Положении о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.95 г. № 333.

Отношения, связанные с лицензированием в области защиты конфиденциальной информации, регулируются ФЗ «О лицензировании» и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами, устанавливающими порядок получения конкретных лицензий.

Закон гласит (п. 1 ст. 9 ФЗ «О лицензировании», п. 5 Положения), что для получения лицензии необходимо подать в лицензирующий орган соответствующее заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы предприятия, места его нахождения и лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять. К заявлению должен быть приложен ряд документов:

  • копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;
  • сведения о квалификации работников организации-соискателя лицензии.

Если копии не заверены нотариально, то обязательно предъявление подлинников.

Согласно п. 5 Положения для получения лицензии в области защиты государственной тайны в заявлении необходимо указать, кроме перечисленного выше, номер расчетного счета и срок действия запрашиваемой лицензии (в п. 8 Положения указано, что срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет). Дополнительно следует приложить копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с защитой конфиденциальной информации, взимается плата: 300 рублей (абз. 1 ст. 15 ФЗ «О лицензировании»); на осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны, — 10 минимальных размеров оплаты труда1 (п. 2 постановления Правительства РФ № 333 от 15.04.95 г).

Исходя из сложившейся практики

Практическая работа лицензирующего органа после получения правильно оформленного заявления построена следующим образом (рассмотрим на примере ФСБ РФ). Соискателю лицензии направляются материалы, согласно которым последний должен предоставить в лицензирующий орган сведения о своей организации. Они будут свидетельствовать о наличии или же, наоборот, отсутствии на предприятии условий, необходимых для получения запрашиваемой лицензии.

Пункт 7 Положения устанавливает, что «лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий», проверяющих соответствие организации-соискателя условиям, необходимым для получения лицензии. С этой целью лицензирующие органы могут создавать аттестационные центры. Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу2. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия (п. 10 Положения). Стоимость данного договора зависит от сложности и объема предполагаемой работы экспертной комиссии, местонахождения соискателя лицензии, разнообразия условий, подлежащих проверке, и не может быть универсально определена.

ФЗ «О лицензировании» осуществление специальных экспертиз не предполагает. Однако подзаконные акты, конкретизирующие порядок получения определенных лицензий, указывают на возможность проведения проверки организации на предмет соответствия условиям, необходимым для получения лицензии. Таким образом, например, Положение о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 г. № 348, устанавливает, что «лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям» (п. 6). «В случае необходимости лицензирующий орган организует проведение проверки соискателя лицензии с целью определения достоверности сведений в представленных документах и их соответствия лицензионным требованиям и условиям» (абз. 2 п. 7). Практический опыт показывает, что подобная проверка, как правило, всегда предваряет решение вопроса о предоставлении организации запрашиваемой лицензии.

Не пройдет и двух месяцев?

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами. На деле этот срок способен меняться: многое зависит от того, как быстро соискатель сможет обеспечить у себя в организации выполнение лицензионных требований и условий и предоставить документы в лицензирующий орган. Бюрократическая же составляющая всего процесса реализуется, как правило, в течение двух-трех недель.

Лицензия предоставляется соискателю в случае соблюдения им действующего законодательства и лицензионных условий. Данный порядок един как для получения лицензий на работу с государственной тайной, так и с конфиденциальной информацией.

За предоставление лицензии организация обязана внести плату — лицензионный сбор. Согласно ФЗ «О лицензировании» (абз. 2 ст. 15) он равняется 1000 рублей. Положение, устанавливающее порядок получения лицензии на работу с государственной тайной, не содержит точной суммы платы за предоставление лицензии, указывая лишь (п. 8), что «лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату, размер которой равен стоимости бланка лицензии». На практике это тоже 1000 рублей.

Порядок продления лицензий на работу с конфиденциальной информацией и государственной тайной дифференцирован: в первом случае достаточно лишь подачи соответствующего заявления в лицензирующий орган и внесения платы в размере 100 рублей (абз. 2 ст. 8; п.п. 2, 3 ст. 11 ФЗ «О лицензировании»).

Лицензии на работу с государственной тайной продлеваются согласно порядку, установленному для их получения (п. 8 Положения).

1 Согласно ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19-06.2000 г., 1 МР ОТ равен 100 рублям.
2 Органами, с которыми заключаются договоры и которые проводят специальные экспертизы, как правило, выступают вышеупомянутые аттестационные центры.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2005
Посещений: 19679

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи по теме

  Автор

Шапошников В.И.

Шапошников В.И.

"Главный специалист ООО «Центр сертификационных исследований»"

Всего статей:  2

В рубрику "Лицензии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций