Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Факторы, влияющие на рост рынка IoT

Факторы, влияющие на рост рынка IoT

В рубрику "Интернет вещей (internet of things, IOT)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Факторы, влияющие на рост рынка IoT

Верно ли определение, что Интернет вещей (Internet of Things, IoT) – это когда каждый предмет или устройство подключены к глобальной Сети? И да, и нет. Правильным ответом будет вопрос “когда?" С большой вероятностью каждый из нас в повседневной жизни уже использует устройство или решение, которое смело можно отнести к Интернету вещей. Однако можно ли утверждать, что рынок IoT полностью сформирован и эра “умных технологий" настала? Однозначно нет! И дело даже не в том, что пока слишком мало устройств подключено к Сети, и даже не в отсутствии технологий. Мы просто еще не перешли к новому технологическому укладу.
Григорий Сизов
Руководитель службы продаж телематических сервисов, ПАО “ВымпелКом"

Регулярно исследовательские центры публикуют аналитические отчеты и прогнозируют, что к 2020 или к 2022 г. количество устройств превысит 20 или 16 млрд, а кто-то пишет про 50. Разброс в цифрах достаточно большой. Однако можно посчитать, сколько существующих бытовых устройств уже имеют доступ к Интернету, или даже предположить, каким образом "умные вещи" изменят работу каждого из нас. Упростят ли они жизнь? А может, оставят за бортом эволюции именно вашу специальность? Ведь когда-то уже ушли в небытие профессии кучера и трубочиста. Еще до недавнего времени было огромное количество телефонисток, а сегодня уже сложно представить такие методы дозвона в другой город. В ближайшем будущем водители тоже будут не нужны – их заменят самоуправляемые автомобили. Именно технологии Интернета вещей изменят мир до неузнаваемости, и мы уже становимся свидетелями этой трансформации.

За последние 2 года большое развитие получили технологии LP WAN (Low-Power Wide-Area Network), позволяющие строить энергоэффективные сети большого радиуса действия. Для разработчиков и бизнесменов это открывает совсем иные перспективы: если в 2008 г. для установки терминала оплаты было необходимо только наличие электропитания 220В, то в 2018 г. уже и этого не потребуется. Новые технологии позволяют устройствам работать на одной батарейке до 10 лет.

На примере банковской отрасли мы можем увидеть, как новые технологии стали неотъемлемой частью жизни людей. Около 20 лет назад банкоматы начали постепенно заполнять торговые и деловые центры в крупнейших городах. Каждая установка машины сопровождалась прокладкой выделенной фиксированной линии связи. Это было золотое время для операторов связи! Банк отдельно оплачивал организацию канала связи, вносил ежемесячную абонентскую плату (в то время в долларах), а каждый обладатель банковской карты знал, где находится его банкомат и когда он работает. Всего 12 лет назад появились терминалы оплаты, которые начали использовать для работы мобильную передачу данных. И терминалы оплаты начали расти как грибы – ведь теперь для подключения требовалось только электропитание, а покрытие сетей связи уже позволяло установить устройство в любом месте.

Современные технологии ушли далеко вперед, и мы все меньше пользуемся наличными для оплаты телефона, коммунальных платежей и т.д. На данном примере мы видим, как технологическое развитие, возможность массового применения решения и удобство установки позволяют создавать новые рынки, полностью изменить ландшафт бизнеса и, главное – поведение людей.

За последние 2 года большое развитие получили технологии LP WAN (Low-Power Wide-Area Network), позволяющие строить энергоэффективные сети большого радиуса действия. Для разработчиков и бизнесменов это открывает совсем иные перспективы: если в 2008 г. для установки терминала оплаты было необходимо только наличие электропитания 220В, то в 2018 г. уже и этого не потребуется. Новые технологии позволяют устройствам работать на одной батарейке до 10 лет. Это действительно позволит подключить миллиарды устройств по всему миру, а самое главное – теперь можно будет использовать технологии там, где мы раньше и представить не могли. Например, для учета потребления воды и тепла в домах – там, где сегодня это сделать сложно из-за необходимости наличия постоянного электропитания или подключения к стационарным технологиям беспроводной передачи данных от Wi-Fi и Bluetooth до Zig bee и аналогов. Кроме того, технологии LPWAN позволяют подключать немоторизированный транспорт: от велосипеда до лошади, где главным фактором будет дешевизна устройства и энергонезависимость.


Можно довольно долго рассуждать о перспективах применения новых технологий, но, если честно, очень хочется заглянуть в будущее и увидеть массовое применение решений в отраслях, которые только начнут формироваться, как когда-то появились терминалы оплаты. В Европе, например, взрывной рост показывают системы контроля заполняемости мусорных баков, позволяя обслуживающим организациям снижать затраты на вывоз отходов и повышать качество услуг. И это только начало. Постоянное удешевление стоимости оборудования и источников питания вкупе с технологическим развитием действительно позволяют устанавливать сенсоры и датчики в любой сфере жизнедеятельности: от развлечений до мониторинга здоровья, от промышленных объектов до систем мониторинга природных объектов.

На первый взгляд кажется, что технологического фактора вполне достаточно для массового применения решений, развития новых систем и повсеместного внедрения Интернета вещей. Нет, не достаточно, но именно технологический вопрос и отделяет нас сегодня от настоящей эры Интернета вещей. В большинстве случаев подключение любого устройства решает одну локальную задачу, а вот межсетевого взаимодействия, которое и предполагает сама концепция Интернета вещей, сегодня нет. Равно как и нет стандартов по взаимодействию между различными системами, в том числе общего регламента по безопасности.

Отрасль №1

Самым ярким примером наличия большого количества разрозненных систем является лидирующая отрасль в сфере Интернета вещей – автомобильная. Давайте попробуем посчитать количество устройств в автомобиле, которые сегодня могут быть подключены к глобальной Сети или уже подключены. Грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 т сегодня может одновременно иметь:

На первый взгляд кажется, что технологического фактора вполне достаточно для массового применения решений, развития новых систем и повсеместного внедрения Интернета вещей. Нет, не достаточно, но именно технологический вопрос и отделяет нас сегодня от настоящей эры Интернета вещей. В большинстве случаев подключение любого устройства решает одну локальную задачу, а вот межсетевого взаимодействия, которое и предполагает сама концепция Интернета вещей, сегодня нет. Равно как и нет стандартов по взаимодействию между различными системами, в том числе общего регламента по безопасности.
  1. Систему мониторинга автомобиля от автопроизводителя или коммерческую систему мониторинга транспорта.
  2. Бортовое устройство системы "Платон".
  3. Тахограф.
  4. Планшет для навигации водителя.
  5. Систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Большинство устройств передает информацию о координатах автомобиля и параметрах движения, и только менее 10% приходится на данные от бортовых систем и агрегатов. Можно ли объединить все эти данные в одном устройстве? Скорее всего да, однако поставщики решений ответят нам о необходимости использования специализированного оборудования и системы. И сегодня нет той силы, которая способна объединить эти системы и использовать получаемые данные от разных сервисов, ни со стороны рынка, ни со стороны регуляторов.

С точки зрения мобильного оператора такое положение дел, с одной стороны, хорошо: вместо автомобиля и водителя появляется дополнительно 4 абонента, с другой стороны – многие из этих систем генерируют мизерное количества трафика. Если рассматривать легковой автомобиль, то на него дополнительно может быть установлена система учета параметров вождения от страховой компании, в такси или представительском автомобиле – точка доступа Wi-Fi, спутниковая система охраны, противоугонные маячки и даже POS-терминал, если это такси. Все это очень напоминает токийское такси 10 лет назад, когда все удивлялись количеству используемых систем и технологий, но между собой шутили о невероятной избыточности устройств внутри автомобиля. Прошло совсем немного времени, и мы уже успели привыкнуть к подобным автомобилям на российских дорогах. Правда, пока венчает гирлянду автоэлектроники полюбившийся соотечественникам видеорегистратор, но уже не корона или кивающая собачка.

Производители автомобилей очень консервативны. В то время как ведущие бренды рассказывали, что смотреть телевизор в движении нельзя (это действительно смертельно опасно) и делали упор на инновационные восьмиступенчатные коробки передач с двумя сцеплениями, профиль среднего покупателя изменился до неузнаваемости. Он больше не хочет слушать компакт-диски и использовать двухцветный монитор без тачскрина. В основной массе потенциальный владелец автомобиля перестал интересоваться параметрами разгона автомобиля с 80 до 120 км/ч, количеством передач в трансмиссии и мощностью двигателя. Разве только в целях контроля транспортного налога. Зато возможность дистанционного запуска двигателя, особенно в северной части России, возможность воспроизведения собственного контента, наличие актуальной картографии и качественной навигации, безусловно, привлекут покупателя. Ведущие мировые производители уже более 5 лет стараются догнать убежавший было прогресс, но пока это удается не всем. Очень сложно в век моментально устаревающих мониторов и технологий запроектировать систему на весь срок выпуска новой модели (5–7 лет). Неужели все меняется так стремительно? Да, ведь прошло уже 10 лет, когда мы увидели первый iPhone и были выданы первые лицензии на стандарт 3G в России. Первый iPhone по производительности даже смешно сравнивать с сегодняшними флагманами, а технология связи 3G устарела настолько, что некоторые европейские операторы официально сообщили об отключении сетей 3G уже к 2020 г. При этом некоторые выпускаемые сегодня автомобили начали разрабатывать именно в 2007 г.

Очень сложно в век моментально устаревающих мониторов и технологий запроектировать систему на весь срок выпуска новой модели (5–7 лет). Неужели все меняется так стремительно? Да, ведь прошло уже 10 лет, когда мы увидели первый iPhone и были выданы первые лицензии на стандарт 3G в России.

Смогут ли автопроизводители возглавить процесс консолидации сервисов под своими брендами? Ведь контроль над данными является приоритетной задачей в современном мире, а основная выручка всегда окажется у обладателя инфраструктуры и конечных пользовательских приложений. А может быть, этот процесс смогут подчинить себе такие монстры, как Google и Apple? Они уже создали свои платформы для автомобилей, но автопроизводители будут до последнего сопротивляться этим системам, хотя многие штатные бортовые системы уже поддерживают эти платформы. Рынок снова упирается в закрытость системы, отсутствие полноценной интеграции между решениями и четких правил безопасности данных. Простой пример: ни один автопроизводитель сегодня не может похвастаться глобальным взаимодействием с городской инфраструктурой, например, с парковочным пространством. Ведь это намного логичнее: заставить автомобиль автоматически оплачивать парковку, когда он остановился, и отменять оплату в начале движения. Сегодня эти задачи решаются локально, а это сложно, дорого и долго.

Можно ли сделать вывод о том, что автопроизводители и лидеры ИТ-отрасли победят всех в итоге, создав определенные правила игры и открытые платформы? И будут диктовать свои условия? Возможно, но давайте подождем немного. Ведь модель потребления меняется. Не всем нужен дорогой автомобиль, красивые литые диски и отделка салона белой кожей. Если будет альтернатива использованию собственного автомобиля, дешевая, удобная и быстрая – массовый потребитель моментально проголосует рублем. Каршеринг и другие сервисы совместного использования сейчас выглядят как нишевые продукты и что-то вроде нового развлечения. Сегодня да, а завтра? Помните, когда появился Яндекс.Такси? В 2011 г. пользователи продолжали звонить в автопарки и агрегаторы, ловили машины на улице и показывали дорогу. Платили столько, сколько скажет водитель или как договоришься. Сегодня сложно представить такую ситуацию. Такси стало цивилизованным, быстрым, дешевым и безопасным. Отрасль изменилась до неузнаваемости. Вероятно, аналогичные изменения мы увидим и в каршеринге, когда новая компания, сравнимая с Uber или Ryanair, откроет тендер на 20 млн автомобилей по всему миру среди ведущих производителей, напишет четкое техническое задание на комплектацию и систему, устанавливаемую в автомобиль, сервисное обслуживание и оператора данных от автомобиля. Уверен, не все захотят "ложиться" под такую модель и постараются оставить за собой право решать, как делать автомобиль и для чего. Но, не сомневаюсь, конкурс заинтересует многих, кто сможет обеспечить себе хороший объем продаж, пусть и с минимальной прибылью. И тогда мир автомобилей изменится навсегда еще раз. А если добавить к этому системы автопилота, то скоро появится целое поколение людей, которые не умеют и не хотят водить автомобиль и никогда не будут иметь в собственности транспорт.

Кто победит?

Если смотреть на среднесрочную перспективу, то рынку IoT необходима консолидация. Сегодня на рынке представлено слишком много бизнес-моделей, компаний с нишевыми или глобальными продуктами и сервисами. В мире мобильных устройств за недолгое время мы уже видели взлеты и падения таких компаний, как Nokia, Motorola и Blackberry. Они принесли массу технологий в нашу повседневную жизнь, но в конечном итоге проиграли. Это и есть прогресс. Например, в сфере транспортной телематики России можно тоже привести список компаний, которые были на вершине рынка IoT, а уже сегодня мы даже не помним их знаковые проекты.

Немного статистики: на конец 2008 г. по данным ЦБ РФ было 75 329 банкоматов и 325 485 электронных терминалов оплаты товаров и услуг (POS-терми-налов), на октябрь 2016 – 203 496 банкоматов и 1 670 950 терминалов. В том же 2008 г. только у компании ОСМП было около 176 тыс. терминалов оплаты (из проспекта ценных бумаг компании). И эра терминалов тогда только начиналась, даже несмотря на кризисное время.

Может, рынку Интернета вещей слишком мало внимания уделяют гиганты потребительской электроники? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Каждая компания пытается создавать новые решения и поддерживать имидж технологического лидера. "Билайн" Бизнес, например, как оператор связи поддерживает технологическое развитие отрасли и реализует самые инновационные сервисы на своей сети, такие как Центр управления М2М, позволяющий всем игрокам рынка использовать самые передовые глобальные технологии в России для создания продуктов в сфере IoT.

Южнокорейская компания Samsung делает и "умные дома", и решения для автомобилей. Да, таких примеров мало, и они пока проигрывают маленьким и быстрым компаниям, специализирующимся на решениях для IoT. Но они проигрывают на зарождающемся рынке, и в перспективе 2–3 лет они могут купить успешные стартапы и идеи. Только на счетах Apple на 31 января 2017 г. скопилось более 246 млрд долл., которых, скорее всего, хватит даже для покупки всего мирового рынка разработчиков IoT. В ближайшие годы именно такие компании-гиганты смогут создавать новые сервисы и развернуть глобальную инфраструктуру Интернета вещей. Традиционные направления бизнеса уже испытывают слишком сильную конкуренцию, а убедить пользователя обновить устройство все сложнее: производители ноутбуков уже около 3 лет не производят ничего принципиально нового, ни в части производительности, ни в части пользовательского опыта и дизайна. Все больше людей отказывается от планшетов в пользу смартфонов с большими экранами или фаблетов. Сами по себе телефоны стали похожи один на другой, и теперь нет смысла каждый раз покупать новинку.

Именно это говорит о том, что лидеры потребительской электроники имеют все возможности, а, главное, потребность в создании новых рынков для того, чтобы не повторить судьбу Nokia. Но пока мы не видим результатов этой работы, что оставляет пространство для всех игроков. Возможно, новым и самым дорогим стартапом тоже станет компания с решением в области IoT, такая, как Uber.

Однозначно сегодня уже можно определить победителей в этом увлекательном соревновании технологий и сервисов – это каждый из нас. Мир продолжит меняться в лучшую сторону, и в ближайшие годы в нашу повседневную жизнь войдет еще больше полезных, удобных и качественных сервисов! Однако ближайшие 3 года не стоит ожидать больших прорывов в области Интернета вещей и что устройства будут принимать решения за нас.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2017
Посещений: 4371

Приобрести этот номер или подписаться
  Автор

Григорий Сизов

Григорий Сизов

Руководитель направления М2М ПАО “ВымпелКом"

Всего статей:  4

В рубрику "Интернет вещей (internet of things, IOT)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций