Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Создание сети удостоверяющих центров: опыт Пенсионного фонда РФ

Создание сети удостоверяющих центров: опыт Пенсионного фонда РФ

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Создание сети удостоверяющих центров: опыт Пенсионного фонда РФ

Об опыте создания сети удостоверяющих центров редакции журнала "Информационная безопасность/Information Security" рассказал Николай Елистратов, заместитель председателя правления ПФР.
Николай Елистратов
заместитель председателя правления ПФР

- Николай Витальевич, расскажите, пожалуйста, об основных этапах создания удостоверяющих центров (УЦ) Пенсионного фонда.
- Необходимость создания удостоверяющих центров Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) связана с принятием Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", который разрешил сдачу отчетности страхователям в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью. С принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" в Российской Федерации появилась законодательная база по признанию электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью, документом.

Создание удостоверяющих центров ПФР проходило в 2 этапа:

  • в 2006 г. распоряжением правления ПФР был создан удостоверяющий центр ПФР (УЦ ПФР), начата его опытная эксплуатация и развертывание центров регистрации в отделениях ПФР. В 2007 г. закончено развертывание центров регистрации в отделениях ПФР, УЦ ПФР введен в промышленную эксплуатацию;
  • в 2009 г. в связи с возложением на ПФР функций по администрированию страховых взносов и началом перехода на ежеквартальную сдачу отчетности страхователями правлением ПФР было принято решение об образовании удостоверяющих центров в отделениях ПФР. В 2009-2010 гг. были развернуты удостоверяющие центры в отделениях и создана иерархическая структура УЦ ПФР в составе головного УЦ ПФР, УЦ портала ПФР и 77 УЦ отделений ПФР.

С принятием Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" начался очередной этап развития системы УЦ ПФР - переход на создание и выпуск квалифицированных сертификатов - ключей проверки электронных подписей для работников ПФР. В 2012 г. головной УЦ ПФР прошел аккредитацию в Минкомсвязи России. Сейчас проводятся работы в УЦ отделений ПФР по переходу на новую версию программного обеспечения УЦ, позволяющую выпускать квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.

Удостоверяющие центры системы ПФР реализованы на базе двух средств криптографической защиты информации (СКЗИ) "Домен-КС2" (ОАО "Инфотекс") и "Верба-OW" (ЗАО "МО ПНИЭИ").

- С какими проблемами пришлось столкнуться при создании УЦ ПФР?
- Одной из основных проблем в создании УЦ является недостаточная нормативно-методическая проработка в стране вопросов организации эксплуатации удостоверяющих центров. Отсутствие перечня документов, которые должен иметь каждый удостоверяющий центр, и соответственно требований по их структуре и содержанию.

Второй серьезной внутренней проблемой являлось отсутствие в территориальных органах ПФР квалифицированных специалистов в этой области. Для решения данной проблемы ПФР ежегодно на конкурсной основе проводит подготовку и повышение квалификации работников УЦ ПФР в количестве 40-60 человек.

- Каковы основные услуги ваших УЦ ПФР?
- Удостоверяющие центры ПФР осуществляют выпуск сертификатов ключей проверки электронных подписей для работников Пенсионного фонда Российской Федерации, которые используются при приеме отчетности от страхователей, при взаимодействии с ФСС, Почтой России, НПФ, Сбербанком и другими кредитными организациями при осуществлении межведомственного взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также при оказании государственных услуг через портал ПФР.

Широко применяется электронная подпись и при осуществлении внутреннего электронного документооборота ПФР.

На сегодняшний день электронную подпись в своей работе используют свыше 50 тыс. работников ПФР.

- Каковы преимущества ваших удостоверяющих центров ПФР?
- Основным преимуществом ПФР в условиях созданной системы удостоверяющих центров ПФР является оперативность и независимость от сторонних УЦ в подготовке и выдаче сертификатов работникам ПФР, что очень важно при наличии текучести кадров, особенно в периоды приема отчетности от страхователей. Количество страхователей, сдающих отчетность в электронном виде с электронной подписью, ежегодно увеличивается. В 2012 г. количество страхователей, осуществляющих взаимодействие с ПФР в электронном виде, выросло до 78%.

- Каковы, на ваш взгляд, экономические выгоды от создания собственных УЦ?
- Зная количество работников ПФР, использующих электронную подпись, и рыночную стоимость оказания услуг сторонними УЦ, каждый может легко посчитать, в какую сумму обходилось бы ПФР привлечение сторонних УЦ. Если к этому добавить необходимость проведения ежегодных торгов по выбору УЦ, оказывающих услуги, и возможность их ежегодной смены, которая приводила бы к необходимости замены всех действующих сертификатов новым УЦ, в том числе в разгар отчетности, становится понятным, что для ПФР создание собственных УЦ было своевременным и оправданным как в экономическом плане, так и в организационном для целей качественного оказания государственных услуг ПФР.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2012
Посещений: 8978

Приобрести этот номер или подписаться
  Автор

Николай Елистратов

Николай Елистратов

Заместитель председателя правления ПФР

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций