Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мошенничество в е-commerce. Часть 2

Мошенничество в е-commerce. Часть 2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мошенничество в е-commerceЧасть 2

Впрошлом, четвертом, номере журнала Information Security, опубликована первая часть данной статьи. Во второй части мы разберем последний вид мошенничества – совершаемое в отношении банковской или иной кредитной организации. Напомним, что в данной в статье электронная коммерция рассматривается автором в качестве наиболее благоприятной сферы деятельности для мошенников. Используется авторская классификация способов совершения мошенничества с использованием интернет-магазинов. Приведенные примеры судебной и следственной практики служат аргументированным подтверждением классификации по выбранному основанию.
Анна Лебедева
Кандидат юридических наук

Компания, владеющая сайтом торгового предприятия, под предлогом оплаты платежной картой (реквизиты которой незаконно получены у держателей) товаров предъявляет в банк, обслуживающий торговое предприятие, электронный расчетный (платежный) документ с целью возмещения суммы покупки за заведомо несуществующий товар.

Начиная с 1995 г. банки Канады решали проблемы электронной коммерции путем установления института электронного омбудсмена, в обязанности которого вменялось рассмотрение жалоб по существу. В 2002 г. Комиссия Европейских сообществ в Зеленой книге по вопросам аль- тернативного разрешения гражданско-правовых и коммерческих споров определила в качестве стимула раз- вития электронного правосу- дия легкость в вовлечении в качестве сторон лиц, находящихся в разных государствах, что особенно акту- ально для коммерческих споров. (См.: Green paper on alternative dispute resolution in civil and commercial law. Brussels, 19.04.2002. COM(2002) 196 final // http://alanuzelac.from.hr/izborni/green_paper_eu.pdf (дата обращения: 13.04.2018). Жарова А.К. Право и информационные конфлик- ты в информационно-теле- коммуникационной сфере: монография. М.: Янус-К, 2016. – 248 с.

Данный алгоритм незаконных действий реализуется до тех пор, пока уровень Сhargeback (отказов от платежей) от эмитентов похищенных реквизитов карт не станет свидетельством того, что имеет место мошенничество, а сам интернет-магазин исчезнет1.

Указанные способы мошенничества в сфере электронной коммерции не являются исчерпывающими, основание для классификации может быть скорректировано по итогам научной дискуссии.

В настоящее время существует множество процедур разрешения споров, касающихся сделок, совершенных в виртуальном пространстве. Вопросы хищения денежных средств посредством применения электронной коммерции также лежат и в области гражданско-правовых отношений и сопряжены, как ранее отмечено, с иными противоправными действиями.

Так, в странах ЕС насчитывается более 750 различных механизмов досудебного регулирования подобных инцидентов2.

Роспотребнадзор3 как представитель Российской Федерации регулярно участвует в переговорном процессе, связанном с присоединением Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)4.

В настоящее время одними из ведущих направлений деятельности Комитета по потребительской политике являются электронная коммерция, трансграничное мошенничество и безопасность продукции.

В сфере электронной коммерции в рамках деятельности Комитета по потребительской политике, экономического сотрудничества и развития особое внимание уделяется мобильным платежам, цифровым товарам и услугам, защите и использованию ПДн, а также отзывам о товаре/услуге, не соответствующим действительности или вводящим в заблуждение, так называемым фейковым5 сообщениям, размещенным в социальных сетях, информации о товаре/услуге, его стоимости, характеристикам, не соответствующим действительности, или возможным скрытым платежам/стоимости, как на сайте компании, предоставляющей услугу, так и на специализированных сайтах, по сравнению цены товара/услуги, характеристик товара/услуги.

В рамках этих вопросов разрабатывается ряд рекомендаций ОЭСР: по мобильным платежам, по цифровому контенту, персональным данным, а также директивы для активной электронной коммерции. Кроме того, проводятся обзоры рекомендаций по электронной коммерции с целью их обновления.

Службы по защите прав потребителей совместно с другими государственными и/или некоммерческими правозащитными организациями в разных странах занимаются информативной деятельностью по просвещению потребителей в вопросах трансграничного мошенничества, проводят акции в сети Интернет и по телевидению, создают информационные порталы либо публикуют информа цию на своих сайтах, принимают жалобы, связанные с трансграничным мошенничеством.

В области трансграничного мошенничества действуют соответствующие рекомендации ОЭСР. В рамках работы Комитета рассматриваются вопросы взыскания убытков и иная защита потребителей при трансграничных сделках, электронных платежах, вопросы спама и иных рассылок по электронной почте, а также объявлений в сети Интернет. Государства-участники подписывают соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в вопросах трансграничного мошенничества.

Службы по защите прав потребителей совместно с другими государственными и/или некоммерческими правозащитными организациями в разных странах занимаются информативной деятельностью по просвещению потребителей в вопросах трансграничного мошенничества, проводят акции в сети Интернет и по телевидению, создают информационные порталы6 либо публикуют информацию на своих сайтах, принимают жалобы, связанные с трансграничным мошенничеством.

В странах ЕС активно обсуждается вопрос мошенничества с уплатой НДС при трансграничных сделках и связанные с этим потери экономики. Кроме того, был выпущен отчет о трансграничном мошенничестве в электронной коммерции. В то же время службами, занимающимися расследованием трансграничных преступлений в сфере защиты прав потребителя, являются полиция и иные правоохранительные органы. Например, на уровне ЕС Европейский центр киберпреступлений (начал свою деятельность с января 2013 г.) является платформой для взаимодействия с национальными правоохранительными органами по киберпреступлениям (Cybercrime Аctivities).

Для улучшения взаимодействия между странами в сфере борьбы с трансграничным мошенничеством в Комитете по потребительской политике создан перечень национальных контактных центров для сотрудничества по вопросам обманных или вводящих в заблуждение практик в бизнесе.

Стоит также отметить, что ОЭСР сотрудничает с международной организацией ICPEN – Международная сеть по защите прав потребителей и правоисполнению, являющейся международной ассоциацией государственных органов в области защиты прав потребителей. Данная организация создана для улучшения сотрудничества в сфере обмена информацией по трансграничной коммерческой деятельности, оказывающей влияние на потребителя, а также международного взаимодействия между службами по защите потребителей в сфере правопринуждения.

Литература

  1. Alternative Dispute Resolution and Online Dispute Resolution for EU consumers: Questions and Answers // http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-11-840_en.htm?Locale=en .
  2. Commerce electronique: Une nouvelle donne pour les consom-mateurs, les entreprises, les citoy-ens et les pouvoirs publics, Rapport Du Groupe De Travail Preside Par M. Francis Lorentz, Ministere de l'Economie, des Finances et de l'Industrie. 1998 // http://www.finances.gouv.fr/com-merce_electronique/lorentz (См.: Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория. – Юрист. – 2006. – № 5).
  3. Government of Canada. Electronic Commerce in Canada: Priorities for Action. 1998 // ht tp://e-com.ic.gc .ca/ english/ecom_eng.pdf.
  4. Joint Statement on Electronic Commerce, Committees of U.S. – Japan Business Council, Inc. and Japan – U.S. Business Council. 07.1999 // http://www.giic.org/focus/ecommerce/usjECstate-ment99.pdf .
  5. Артемова И.В. Создание интернет-магазина учреждения // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. – 2017. – № 10. – С. 75–82.
  6. Борщев В.Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике. Диссертация кандидата экономических наук. СПб., 2004. – С. 16–17.
  7. Гуляев К.С. Право человека на Интернет, права в Интернете и при использовании интернет-вещей: новые тенденции // Прецеденты Европейского суда по правам человека. – 2018. – № 1. – С. 29–37.
  8. Зиненко О. Опасные уязвимости // Банковское обозрение. – 2015. – № 10. – С. 104–107.
  9. Коробкова А.С Европейской ассоциацией свободной торговли и экономики, РУДН, 2017.
  10. Ларичев В.Д., Орлова Е.А. Характеристика мошеннических действий, совершаемых по принципу финансовых пирамид // Адвокат. – 2004. – № 7.
  11. Пол Винья, Майкл Кейси Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок // перевод с английского Кондуковой Э. 2-е издание, М.: "МАНН, ИВАНОВ и Фее", 2018. – С.83–85.
  12. Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 55.
  13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  14. Ручинская И. Интернет-эквайринг в помощь онлайн-магазинам // Просто для бизнеса: электронн. журн. 2014. – № 3. – С. 16–18.
  15. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. – 640 с.
  16. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность). Правовое регулирование и налогообложение. М., 2002. – С. 14.
  17. Цитаты Билла Гейтса URL: http://www. http://superiormale.ru (дата обращения: 20.03.2018).
  18. Шарова И.И. Хищение электронных денежных средств // Уголовное право. 2017. – № 1. – С. 112–120.
___________________________________________
1 См.: Классификация типов мошенничества в электронной коммерции URL: http://www. http://ono.org.ua/klassifikaciya-tipov-moshennichestva-v-elektronnoj-kommercii.html (дата обращения: 20.03.2018); http://ono.org.ua/klassifikaciya-tipov-moshennichestva-v-elektronnoj-kommercii.html.
2 См.: Alternative Dispute Resolution and Online Dispute Resolution for EU consumers: Questions and Answers // http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-11-840_en.htm?Locale=en.
3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 20.09.2017) “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело- века" // Российская газета, № 144, 08.07.2004.
4 URL//http://oecdru.org/oecd_rf.html
5 Что же касается так называемой фильтрации фейковых новостей, то появление этой возможности стало прямым следствием большого количества распространяемых преимущественно через социальные сети новостных сообщений, достоверность которых вызывала сомнения, но которые тем не менее быстро становились популярными и вирусными. (См.: А судьи кто? Google решил отслеживать фейковые новости // https://ria.ru/world/20170411/1491950179.html; Гуляев К.С. Право человека на Интернет, права в Интернете и при использовании интернет-вещей: новые тенденции // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. – № 1. – С. 29–37.
6 Например, http://www.lookstoogoodtobetrue.com/.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2018
Посещений: 2405

Приобрести этот номер или подписаться
  Автор

Анна Лебедева

Анна Лебедева

Кандидат юридических наук

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций