Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Интернет- и мобильный банкинг: как не стать жертвой мошенников?

Интернет- и мобильный банкинг: как не стать жертвой мошенников?

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Интернет- и мобильный банкинг: как не стать жертвой мошенников?

С развитием эры высоких технологий все больше банков предоставляют своим клиентам возможность совершения банковских операций посредством мобильного банка или через Интернет. Во-первых, это легко и быстро: клиенту достаточно создать пользовательский профиль, привязать к нему действующий номер телефона и совершать доступные операции. А во-вторых – это безопасно.
Юлия Деева
Начальник управления дистанционного
банковского обслуживания БАНКА ИТБ (ОАО)

Банки особое внимание уделяют фактору безопасности операций со счетами и картами клиентов и оснащают свои системы самыми последними разработками в сфере безопасности. Однако мошенники тоже ищут новые способы получения доступа к данным и средствам клиентов банков, да и порой сами клиенты пренебрегают простыми правилами безопасности и поощряют действия мошенников.

Как не попасть в сети мошенников

Важно помнитьСредством доступа к счету является не только логин, но и мобильный телефон. Подключение услуги СМС-информирования позволит контролировать остатки на счетах. При этом банк для отправки СМС использует только тот телефон, который ему сообщил клиент. Поэтому в случае его утери, кражи или внезапного прекращения работы нужно сообщить об этом в кредитную организацию. Это поможет сохранить ваши деньги. Сами специалисты банка не могут позвонить клиенту и попросить продиктовать логины, пароли и номера телефонов, к которым привязаны личные счета в интернет-банке. Исключением являются лишь случаи, когда пользователь оставлял заявку в технической службе банка на устранение каких-либо неполадок. Но даже в этой ситуации пароль сообщать никому нельзя.

На сегодняшний день к защите данных в банках предъявляются высокие требования и стандарты, которые постоянно совершенствуются. Большая часть данных в банках хранится в зашифрованном виде, что исключает возможность несанкционированного мошеннического доступа.

Современные версии интернет-банков значительно отличаются от тех, что мы видели 5– 10 лет назад. Многие банки сейчас отказались в интернет-банке от постоянных паролей и заменили их одноразовыми сложными СМС-кодами. У клиента есть всего 15 минут, чтобы ввести правильное числовое значение, и по их истечении код перестает действовать. Такой пароль доступен на один вход в интернет-банк, и при этом каждая финансовая операция (будь то пополнение мобильного телефона или, к примеру, перевод средств на карту маме) также сопровождается отдельными СМС-подтверждениями. Важно отметить, что код никак не связан с логином клиента, а значит, передать сведения о нем мошенникам невозможно.

Изначально клиенты не понимали, зачем потребовалось такое количество этапов подтверждений операций, и были этим обеспокоены. Но со временем необходимость объяснять такие меры отпала, так как банки в первую очередь заботятся о безопасности денежных средств на счету, и клиент согласен с таким подходом.

Мобильный банкинг

Правила безопасности действуют и для мобильного банка. Зачастую пользователи сами халатно относятся к защите своих смартфонов, провоцируя мошеннические действия. Они случайно могут загрузить приложение, содержащее вредоносный код или шпионское ПО, которое отправит хакеру всю информацию по пользовательскому счету. Еще недавно считалось, что вирусов для мобильных телефонов нет. Но сегодня под распространенные ОС уже создаются опасные вирусы. Защитить смартфон от таких программ можно абсолютно так же, как и обычный компьютер: с помощью специальных антивирусов для мобильных устройств.

Есть мнение, что именно сбои в банках являются основной угрозой для держателей карт. Однако это не так. Банки тщательно следят за работой интернет-банкинга, и сбои в системе ДБО – явление в действительности редкое. Даже если происходит технический или программный сбой в процессе транзакции, документ просто не будет принят банком. Намного чаще сам пользователь ошибается при вводе реквизитов платежа, но это уже совсем другая история. И все же, дабы убедиться, что при сбое или, к примеру, разрыве интернет-соединения, произошедшем в процессе совершения операции, денежные средства не были направлены по некорректным реквизитам, достаточно повторить вход в собственный интернет- или мобильный банк и проверить состояние счетов.

Что же делать, если вы стали жертвой мошенников?

Во-первых, сразу позвонить и сообщить об этом в банк. Сотрудники банка помогут составить необходимые документы и расскажут о дальнейших действиях. Чем быстрее будет проинформирован банк – тем больше шансов на быстрый возврат денег. А во-вторых, не паниковать в любом случае. С января 2014 г. вступила в силу 9 статья ФЗ-161 "О национальной платежной системе", согласно которой банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции. Клиент, заподозривший факт мошенничества, имеет право в течение суток обжаловать совершение данной операции и получить свои деньги обратно. А с мошенниками уже будет разбираться сам банк и правоохранительные органы.

Если пользователю удалось поймать момент совершения кражи, то рекомендуется не производить никаких действий на компьютере или смартфоне (устанавливать или удалять ПО и т.п.) до прибытия сотрудников правоохранительных органов или специалистов банка, поскольку любые изменения могут помешать расследованию инцидента.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2014
Посещений: 5429

Приобрести этот номер или подписаться
  Автор

Юлия Деева

Юлия Деева

Начальник управления дистанционного банковского обслуживания БАНКА ИТБ (ОАО)

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций