Овчинникова отметила, что РАСПО обратила внимание министра связи и коммуникаций Никифорова на то, что проект создания НПП нацелен на решение как раз тех проблем, о которых Николай Никифоров говорил 25 июня 2012 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.
Среди них значились: использование дорогостоящих (часто зарубежных) решений с отсутствием единой лицензионной политики; отсутствие единых архитектурных и организационно-технических решений, обеспечивающих информатизацию в государственных органах; отсутствие системного подхода к управлению ходом реализации проектов по реализации мероприятий по информатизации; отсутствие достоверной информации о суммарных вложениях в конкретные решения по созданию (развитию) информационных систем и ИКТ-инфраструктуры.
По словам Овчинниковой, РАСПО обратилось в Министерство связи и массовых коммуникаций с просьбой предоставить информацию о дальнейших планах в области развития НПП. Такой же запрос был направлен Министру от имени Комиссии по развитию информационного общества Совета по взаимодействию Совета Федерации ФС РФ с законодательными органами государственной власти субъектов РФ.
Как заявляет Овчинникова, официальная позиция ведомства по данным вопросам по-прежнему остается неизвестной. При этом Овчинникова подтверждает, что прямых сомнений в необходимости СПО Никифоров не выражал, но вот целесообразность развития НПП под вопрос поставил.
На момент публикации Минкомсвязь не смогла предоставить комментарии.
О том, что Минкомсвязь не будет поддерживать СПО, говорят только косвенные факторы — например, заявления заместителя руководителя профильного департамента Минкомсвязи Павла Пугачева, а также заявления Ильи Массуха и других бывших топ-менеджеров Минкомсвязи о возможном переходе министерства на продукты Microsoft.
Пугачев ранее заявил, что по сравнению с разработкой национальной операционной системы облачные вычисления имеют больше перспектив для госорганов, а переход последних на свободное программное обеспечение (СПО), утвержденный распоряжением правительства, не обязателен с точки зрения экономической эффективности.
Государство не может выделять на разработку программ бюджеты, сравнимые с бюджетами крупных российских и зарубежных софтверных компаний, а переход на СПО не является самоцелью для государства, — считает Пугачев. "СПО — это дело правильное, но его нужно рассматривать лишь как один из эффективных инструментов поддержки российского рынка ПО", — сказал он.
В необходимости преференций для создателей СПО усомнился и замдиректора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Олег Пак.
Вместе с тем, говорить, что Минкомсвязь полностью игнорирует запросы РАСПО не совсем верно — в письме за подписью директора департамента государственной политики в области информационных технологий и координации информатизации Игоря Милашевского от 3 июля 2012 года говорится, что большинство российских разработчиков СПО не имеют массовых прикладных продуктов собственного производства.
Такой ответ Овчинникова считает отпиской. "Странно было ожидать появления прикладного ПО в рамках конкурса, в рамках которого требовалось предоставить системные решения — а именно ОС, СУБД и средства разработки. В результате нам рекомендовали, прежде поработать над будущими ограничениями определения СПО и понятия „отечественное". На наш взгляд это отписка", — сказала президент РАСПО.
По мнению Алексея Новодворского, заместителя гендиректора компании ALT Linux, которая участвовала в тендере на проведение НИОКР для программы НПП, считать Никифорова противником СПО можно только на основе комментариев бывшего руководства Минкомсвязи. Сам министр говорит лишь о желании провести экспертизу работ, выполненных ранее. Как минимум, можно констатировать срыв сроков их выполнения, и сейчас требуется время, чтобы разобраться в ситуации, пересмотреть концепцию развития НПП, сроки реализации, полагает он. По словам Новодворского, эта концепция заметно устарела по сегодняшним стандартам. Она не учитывает появления облачных технологий и мобильных устройств, а также отталкивается от идеи, что Microsoft занимает монопольное положение на рынке, что сегодня не является действительностью. Тот факт, что министерства не стремятся внедрять эту концепцию, связан так же и с тем, что она нацелена на почти эксклюзивное использование СПО. "Кроме того, можно вспомнить, что первый этап программы „Национальная программная платформа" (проведение НИОКР) также столкнулся с кучей проблем: срыв сроков на нескольких стадиях, а также тот факт, что исходный код представленных продуктов не был опубликован по требованию Минкомсвязи — хотя представители министерства и отрицали, что код будет использован в секретных проектах", — добавил Новодворский.
Директор по развитию аналитической компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин говорит, что концепция свободного программного обеспечения развивается без оглядки на позицию министерства или РАСПО. "Сообщество производителей СПО — это не благотворительная организация, а сложившееся бизнес-сообщество. Разработчики смогли выработать жизнеспособную бизнес-модель, они берут деньги не за программные продукты, а за их поддержку. Так что в конечном итоге все должен решать рынок", — считает аналитик. Вопрос же о том, нужна или не нужна национальная программная платформа, по мнению Соломатина, дискуссионный.
В 2009 году при непосредственном участии Никифорова на СПО были переведены все школы в Татарстане.
РИА Новости