Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Станет ли Россия информационной державой? Проблемы и пути решения

Станет ли Россия информационной державой? Проблемы и пути решения

Станет ли Россия информационной державой? Проблемы и пути решения


15.09.2008



Россия – колыбель радио и телевидения. Такие русские фамилии, как Попов, Понятов, Зворыкин и другие навечно внесены в списки первооткрывателей и создателей приборов и принципов передачи и приёма информации. Интеллектуальный потенциал России всегда был и остаётся наиболее стабильным и востребованным ресурсом во всём мире.

Современный мир меняется. Развитие земной цивилизации неуклонно идёт в сторону всеобщей компьютеризации и построения информационного общества.

В целях сохранения Российской Федерации, как глобального игрока в формирующемся новом миропорядке, Россия должна стать самостоятельной информационной державой, являющейся полноценным технологически независимым партнёром остального мира.

Стратегическое развитие государства целиком и полностью зависит от того, какую политику возьмёт на вооружение руководство страны в вопросах развития инфраструктуры передачи информации, обеспечении индустрии информационных технологий собственными программами и оборудованием, а также в  выборе концепции информационной безопасности России.

Приоритетной задачей в настоящее время есть и будет задача построения национальной среды обмена информацией. Современная жизнь многих людей мира тесно связана с  глобальной сетью Интернет, которая связала страны и континенты в единый информационный клубок.

Россия активно входит в международную "паутину" в качестве потребителя услуг связи.

Но приемлема ли безальтернативная мировая сеть в качестве базовой для внутреннего развития России? Что приносит в наш дом компьютерный провод? Что нужно сделать, что бы Россия была информационно независимой державой? Главное, что нужно понять – юридические и авторские права на сеть Интернет принадлежат Соединённым Штатам Америки.На данный момент Сетью фактически безгранично управляет ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) - интернет корпорация по назначению имен и нумерации, и осуществляющей контроль над распределением доменных имен на международном уровне.  Это право по договору делегировано ICANN Министерством торговли США, которое в свою очередь получило это право от Пентагона. Договор между Министерством торговли и ICANN действует на срок до 2011 года.На государственном уровне у Российской Федерации нет никаких формализованных документов и процедур ни с Правительством США, ни с ICANN о использовании сети Интернет в целях государственных нужд.В этой связи важно понимать, что все субъекты хозяйственной деятельности и граждане Российской Федерации являются пользователями сети Интернет, как государственного проекта правительства США и частных компаний, осуществляющих свою деятельность по законам США и правилам ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности).Попытки регулировать работу Интернет на законодательном уровне не правомерны. Любой закон Российской Федерации, определяющий правила и порядок взаимоотношений в сети Интернет сразу приведёт к межгосударственным  правовым коллизиям.Всё, что мы можем сделать, это попросить США и мировое сообщество разрешить использовать глобальную сеть в своих нуждах и ввести кириллическое начертание доменных имён. Суть от этого не меняется, сеть Интернет, даже частично, никогда не будет принадлежать Российской Федерации.

Современное состояние сети Интернет переживает бум бесконтрольного подключения огромного числа несанкционированных пользователей и клиентов, использующих среду Интернет в корыстных и антигосударственных целях. Скачивание конфиденциальной информации, взлом и кража служебных и государственных информационных ресурсов, террористическая угроза и многие другие вопросы информационной безопасности стали основной проблемой использования публичной сети Интернет.

Законы по информационной безопасности, принятые на территории Российской Федерации и в других странах, использующих сеть Интернет, в глобальной сети носят рекомендательный характер и предоставляются на общих основаниях в качестве коммерческих или бесплатных услуг.

На начало 2008 года, в российском сегменте Интернет (доменная зона RU) зарегистрировано более одного миллиона доменов второго уровня, не менее 0,5 миллиона доменов граждане России имеют в других зонах (com, org и др.). Адресное пространство (IP – адреса) жёстко распределено между общественными интернет-организациями. Доменные имена принадлежат владельцам сети и временно, на год разрешены для использования собственникам информации. России здесь ничего не принадлежит! Кроме информации, которую легко могут блокировать из-за рубежа путём отключения сайта (зоны) из единого адресного пространства.

По статистике 88%  российского Интернет-трафика приходится на внутригосударственный обмен. Многие сервисы устроены таким образом, что для доступа к информации, расположенной на территории России, нужно зарегистрироваться на сервере за рубежом.

Всем государственным учреждениям, работающим с государственной и служебной информацией запрещено использовать Интернет вообще. На общем фоне открытости государства перед гражданами, это создаёт трудности для оказания госучреждениям услуг населению.

Попытки сделать Единый Федеральный Информационный Центр, по этой причине обречены на провал. "Воздушные зазоры" на границе доступа к ресурсам в федеральных министерствах и ведомствах, сводят на нет все попытки "открыть" связь между государством и гражданами.

В июне 2008г. пять ведущих информационно-технологических компаний: Cisco, IBM, Intel Corporation, Juniper Networks и Microsoft Corp., - сформировали отраслевой консорциум по укреплению безопасности Интернета (Industry Consortium for Advancement of Security on the Internet, ICASI), некоммерческую организацию, которая призвана укреплять глобальную информационно-технологическую безопасность с помощью новаторских профилактических мер, повышающих эффективность борьбы с угрозами.

Однако все работы "пятёрки" направлены на улучшение собственных программных продуктов, но не решение глобальной проблемы защиты сетевой инфраструктуры.

И самое главное – к глобальным разработкам не привлечена ни одна российская государственная или общественная организация.

С другой стороны Россия активно развивает индустрию сетевых технологий. Многие государственные и частные компании создали и продолжают развивать собственные сети. Построены сотни тысяч километров магистральных оптоволоконных путей. Потребности в классных сетевых специалистах возрастает с каждым днём.

Только беда идёт с другой стороны, "железо" и программное обеспечение при построении сетей используется в основном западное, с лицензиями и ограничениями, согласно закону тех стран, в которых оно произведено.

Россия всё больше садится на западную информационно-технологическую иглу.

На Втором Национальном Конгрессе в феврале 2008 года было объявлено, что 96% всего поставляемого сетевого оборудования и ПО – иностранного производства. Через 3 - 4 года эта доля может вырасти до 99% и тогда это будет точка не возврата.

Пришло время подумать о защите национального интеллектуального и экономического достояния. Мир не спокоен, террористическая угроза, международные санкции, эмбарго, идеологическая агрессия, киберпреступность – вот не полный перечень проблем, приходящих в наш дом вместе с распространением глобальной сети.

Законодательные акты Российской Федерации содержат полный набор ограничений, регламентов и процедур, связанных с развитием информатизации общества и государства. Но в связи с отсутствием закона, регулирующего создание и эксплуатацию единой российской транспортной инфраструктуры, осуществляющей свою деятельность по законам Российской Федерации, многие законы носят рекомендательный характер или не работают вообще.

Так закон об ЭЦП не может быть распространён на всю сеть Интернет на территории России, как базовый элемент информационной безопасности. Каждое государственное или крупное коммерческое ведомство старается создать собственную инфраструктуру, что приводит к бесконечному заполнению коллекторов связи новыми кабелями и ведёт к нестабильности и рассогласованности работы коммунальных служб и в тоже время к огромным потерям в экономике страны.

Вопросов по информационному развитию, возникающих и продолжающих выноситься на повестку дня становиться всё больше, но централизованного решения на государственном уровне как не было, так и нет.

Анализ, проводимый на последних конференциях и конгрессах показал, Россия нуждается в собственной национальной информационно-коммуникационной среде на принципах Интернет.  В основу построения Национальной Сети необходимо заложить базовые принципы информационной безопасности: русскоязычное описание и название ресурсов; электронная цифровая подпись – как основа идентификации ресурсов, безопасная файлообменная технология, национальная служба обмена сообщениями в реальном времени, защищённая система электронных платежей, национальная сеть видеоконференцсвязи, совмещённая с услугами сотовой связи стандарта "3g".

Данную сеть необходимо стоить параллельно с глобальной сетью Интернет, не заменяя последнюю, но, позволяя России сделать выбор в сторону информационной независимости и самоопределения.

С этой целью рядом коммерческих и общественных организаций был сформирован проект "РОСИНТРАНЕТ" для создания российской национальной информационно-коммуникационной среды, базирующейся на принципах безопасного обмена информацией.

Отличительными особенностями нового проекта является введение новых правил, призванных повысить доверие к межсетевому обмену информацией провайдеров услуг и пользователей сети, а также обеспечивающих безопасное существование сетевых проектов в правовой зоне российского законодательства.

Важным условием существования проекта является понимание и принятие участниками проекта необходимости соблюдения стратегических интересов общества, бизнеса и государства, связанных с созданием информационных систем в масштабах страны, перевод государственных и муниципальных ресурсов в открытую для населения зону, оказание централизованной информационной поддержки российским товаропроизводителям и решение стратегических вопросов повышения обороноспособности страны.

Источник: ibk.ru/
www.ibk.ru/